О профессиональной гордости системного интегратора

Разговоров об информационных технологиях (ИТ) много. Так много, что людям, для которых ИТ не являются профессией, легко запутаться. Усугубляет ситуацию и активно продвигаемая в последние несколько лет парадигма, что Парк высоких технологий – это и есть ИТ страны.

А между тем все достаточно просто. В Википедии читаем: «Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов».

system_integration.jpg

По сути дела это определение кратко и вместе с тем емко описывает деятельность ИТ-компании, специализирующейся на системной интеграции.

Создать информационную систему, которая позволит заказчику решать бизнес-задачи с оптимальными затратами и тем самым поднять конкурентоспособность предприятия, а значит, страны, – вот цель системного интегратора.
Звучит просто, а путь к достижению цели очень тернист. К сожалению, упускается из виду тот факт, что любая информационная система - это большая человеко-машинная система, имеющая свой жизненный цикл, в ходе которого компоненты системы активно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Именно поэтому информационная система должна проектироваться как единое целое. На это обстоятельство, кстати, обращал внимание П.Друкер, когда писал, что «система в целом не обязательно улучшается, если одна специфическая функция или часть улучшена или сделана более эффективной».

Тем не менее, часто процесс создания информационной системы в буквальном смысле разрывается на проектируемые без связи друг с другом компоненты: ИТ-инфраструктура проектируется и создается отдельно, программное обеспечение разрабатывается и внедряется отдельно, обучение персонала сопровождения и пользователей системы ограничивается обучением пользованию программным обеспечением, каждый компонент затем сопровождается отдельно. Это о таких системах говорил известный персонажа А.Райкина, когда задавал вопрос, ставший синонимом безответственности: «Кто шил костюм?».
Результат подобной деятельности не сложно предсказать: в лучшем случае – неэффективно потраченные средства (система почему-то «не взлетела»…), высокая стоимость владения (система «взлетела», но полет происходит в условиях перманентной турбулентности…), в худшем – финансовые и репутационные потери и исполнителя, и заказчика (система «взлетела», но постоянно задевает крыльями верхушки сосен…).

Так почему же информационные системы не проектируются, как единое целое?

Во-первых, потому, что проектирование такой системы – это особое умение, которому, к сожалению, не учат в ВУЗах (ни один из молодых специалистов, проходивших стажировку в нашей компании за последние 15 лет, не владел основами системного подхода). Когда-то это умение оттачивалось такими институтами всесоюзного значения, каким был ЦНИИТУ. Сегодня носители данной экспертизы состарились, оставив, к счастью, в наследство знаменитые ГОСТы 34-й серии, следование которым создает предпосылки для того, чтобы «летало».

Во-вторых, для того, чтобы спроектировать информационную систему, необходимо обладать профессиональными знаниями состояния и тенденций развития, особенностей настройки, функционирования и взаимодействия и других ключевых аспектов. А для получения этих знаний требуются, в свою очередь, упорство, целеустремленность, деньги и опыт (положительный и отрицательный) создания информационных систем.

В-третьих, спроектировать и внедрить информационную систему «под ключ» – это огромная ответственность, которую разработчик несет на протяжении всего жизненного цикла системы. А эта ноша далеко не всем под силу. Да и зачем, если можно спроектировать и построить ИТ-инфраструктуру и на вопрос: «Почему не работает система?» спокойно отвечать: «Это не к нам, спросите у разработчиков программного обеспечения». Не трудно предположить, что при этом ответят разработчики программного обеспечения…

В-четвертых, для того, чтобы проект внедрения информационной системы стал успешным, необходимо на старте создать видение будущей системы и сделать так, чтобы руководство заказчика разделяло это видение. И слово «разделяло» здесь не передает в полной мере сверхзадачу, стоящую перед разработчиком: видение будущей системы должно стать для руководства заказчика своим, им самим придуманным и выстраданным, а значит, близким и родным.

В-пятых, для того, чтобы внедрить информационную систему, необходимо в полной мере реализовать принцип «первого руководителя»: персонал заказчика должен видеть искреннюю заинтересованность первого лица в успешном внедрении системы. Если этого нет, то проект обречен (я не раз и, к сожалению, не два, слышал от директоров примерно следующее: «Компьютеры нам не нужны: была бы прибыль, а разделить ее я могу и на счетах»). А это значит, что, если хочешь внедрить информационную систему у заказчика, надо убедить и вдохновить на действие «первое лицо».

Та компания, которая отвечает всем 5 пунктам, и есть настоящий системный интегратор. Это, по меткому выражению президента группы компаний «Ланит» (Россия) Г.Генса – «элитное подразделение, а не куча ополченцев»…

Верю и надеюсь, что мы – элита!
Распечатать страницу