Михаил Красницкий: «Наступает эпоха ИТ-аутсорсинга»

1 января 2012
kmd.jpgБелорусско-американское совместное предприятие "Бевалекс" - ИТ-компания с 20-летним стажем, которая позиционирует себя как универсальный инжиниринговый интегратор в области информационных технологий, занимаясь проектированием, строительством, эксплуатацией и модернизацией сложных программно-аппаратных комплексов. Отличительная особенность компании "Бевалекс" - приверженность идеологии неразрывного цикла, при котором заказчикам "из одних рук" предоставляются услуги по  разработке, внедрению, технической поддержке и модернизации информационных систем. Наш собеседник - генеральный директор СП "Бевалекс" ООО Михаил КРАСНИЦКИЙ.

- Какие тренды 2011 года Вы считаете самыми важными для сферы ИТ в мире и в Беларуси?

- Активное использование мобильных устройств, широкое применение сервисной модели вычислений, а также пристальное внимание к вопросам информационной безопасности.

- "Мобильный" тренд существует достаточно давно, сервисная модель вычислений - тоже, да и внимание к вопросам информационной безопасности плавно нарастает уже на протяжении ряда лет. Значит ли это, что 2011 год был для ИТ предсказуемым, чисто эволюционным, и чего-то "яркого" он не принес?

- Как раз в силе этих трендов, на мой взгляд, и проявилась его "яркость". Дело в том, что, действительно, мобильные устройства развивались и ранее, но в 2011 году они начали активно использоваться в прикладных системах. Мы увидели, что заказчики, до сих пор использовавшие мобильные устройства только для коммуникации, вдруг захотели, чтобы гаджеты были интегрированы в корпоративные ИТ-системы.

- То есть, чтобы работа с их использованием стала частью бизнес-процессов…

- Да. И этот тренд проявился очень ярко. Заказчики буквально заставили интегрировать мобильные устройства в созданные нами и уже функционирующие системы.

- Это было сложно?

- Это было не самой сложной задачей. Но тут важно то, что ее поставили сами заказчики. И это уже само по себе яркое событие. Ведь обычно происходит наоборот: мы обучаем заказчиков, убеждаем их в эффективности того или иного ИТ-решения, а тут инициатива шла от них самих.

- Наверное, это можно считать не только технологическим, но и в какой-то мере социальным трендом…

- Возможно. Заказчики захотели работать так, как им удобно, так, как они посчитали эффективным, и это желание совпало с новыми техническими возможностями, предлагаемыми ИТ-отраслью.

- Следующий тренд, который Вы обозначили – применение сервисной модели вычислений. Можно ли сказать, что он уже не только мировой, но и белорусский? Еще недавно у отечественных ИТ-директоров внутренней готовности переходить на такую модель работы не наблюдалось.
- Дело в том, что тут заказчиков подталкивают внешние условия. Мы видим, что во всем мире - экономические трудности. В этих условиях бизнес стремится сосредоточиться на ключевых компетенциях, а непрофильные, сопутствующие виды деятельности - отдать профессионалам и на этом сэкономить. 

- В Беларуси собственные экономические проблемы тоже подтолкнули заказчиков пересмотреть свои взгляды?

- Да. Я не случайно назвал этот тренд в числе итогов 2011 года. Интерес к ИТ-аутсорсингу у белорусских предприятий из плоскости теоретической перешел в практическую. Несколько ключевых заказчиков нашей компании сформулировали задачу предельно четко: "мы бы хотели, чтобы вы обслуживали нашу ИТ-инфраструктуру".

- То есть в 2011 году все-таки произошел необходимый скачок в сознании заказчиков, и многие из них изучают возможность перехода на новые модели работы?

- Тут логика простая. Любой развитый бизнес опирается на сложную ИТ-инфраструктуру, которую необходимо содержать в надлежащем состоянии и развивать. А для этого, в свою очередь, необходимы квалифицированные специалисты, которые должны получать достойную зарплату и постоянно работать над повышением квалификации, чтобы поспевать за новыми технологиями. На все это бизнес должен тратить большие деньги. Фактически неотъемлемой частью ИТ-инфраструктуры должна стать достаточно дорогая кадровая инфраструктура. И тут начинается банальный расчет: а зачем оплачивать все эти сложности? Это ведь не профильные активы... Не проще ли отдать данное направление работы компаниям, которые на этом специализируются, они будут обслуживать нескольких клиентов, и за счет этого их услуги будут дешевле? И пусть эти самые профессионалы ломают голову над повышением квалификации, мотивацией персонала и многими другими кадровыми вопросами.
 
- Еще в качестве тренда Вы упомянули высокое внимание к вопросам информационной безопасности. Заказчики столкнулись с реальными случаями потери данных, и это заставило их заняться данной темой? Либо они просто делают превентивные шаги на будущее?

- Если говорить о Беларуси, то происходит обычный переход количества в качество. До 2011 года организации активно занимались вопросами информационной безопасности путем закупки и установки антивирусного программного обеспечения, программных и/или аппаратных экранов, средств криптографической защиты… В результате системы информационной безопасности стали представлять собой множество несшитых лоскутков. Сегодня же мы наблюдаем ажиотажный спрос на комплексные системы управления информационной безопасностью. Такие системы строятся на базе активного мониторинга, получения информации об инцидентах, анализа информации и использования всевозможных способов реагирования (в том числе превентивных) на события информационной безопасности.

Этот яркий тренд окончательно убедил нас в том, что создав в 2010 году самостоятельное направление бизнеса   - "проектирование и внедрение систем информационной безопасности", мы не ошиблись.

- Если говорить о всем ИТ-рынке, какие ИТ-продукты сегодня в фокусе внимания белорусских заказчиков? Почему?

- В 2011 году на рынке были востребованы ВI-решения, автоматизированные системы управления ИТ-услугами, системы электронного документооборота. Посредством этих систем заказчики стремились анализировать затраты, влиять на себестоимость продукции, повышать исполнительскую дисциплину…

- Мне кажется, что ВI-решения среди перечисленного Вами стоят немножко особняком…

- В прошедшем году они начали внедряться довольно широко. Поведение  заказчиков при этом вытекало из экономической ситуации. Если бизнесу становится тяжелее, то надо снижать затраты, а чтобы снижать затраты, надо уметь их анализировать, строить модели "что будет, если…" и отрабатывать на них различные варианты поведения. Первыми пользователями BI-систем в Беларуси стали банки.

- Ваша оценка как профессионала, ВI-решения в их нынешнем виде в Беларуси реально помогают бизнесу или это пока что всего лишь дорогая игрушка для топ-менеджера из числа вспомогательных, а не основных инструментов?

- Если BI-система построена методологически правильно, то это мощнейший инструмент, а не просто дань моде.

- Среди востребованных рынком продуктов Вы также упомянули автоматизированные средства управления ИТ-услугами. Мне видится, что при их внедрении параллельно встает вопрос внедрения международных стандартов, лучших мировых ИТ-практик в работу белорусских компаний…

- Да, конечно. ITIL и ITSM - две эти аббревиатуры сегодня весьма интересуют отечественный бизнес в контексте повышения эффективности. Многие заказчики пришли к пониманию простой вещи: качество любой услуги, которая оказывается ИТ-службой, должно измеряться. Для начала ИТ-услуги нужно систематизировать – четко прописать, какие из них ИТ-служба предоставляет бизнесу. Когда услуги систематизированы, следует предусмотреть процедуру измерения их качества. Когда сделано и это, остается четко прописать процессы, с помощью которых эти услуги оказываются, и оценить эффективность. Не исключено, что результатом этой оценки станет передача ИТ-услуг от внутреннего подразделения предприятия на аутсорсинг.

- Как бы Вы оценили средний уровень управления ИТ-услугами на белорусских предприятиях?

- Конечно, это начальный уровень. Именно поэтому я считаю создание систем управления ИТ-услугами одной из самых актуальных тем. Не случайно сегодня все крупные банки так или иначе подошли к этой теме. 

- Не секрет, что далеко не все руководители ИТ-подразделений белорусских предприятий заинтересованы во внедрении систем управления ИТ-услугами…

- Да, действительно, многие директора ИТ-служб говорят: "Зачем мне это надо, чтобы меня контролировали, чтобы критиковали за то, что  нормативное время реакции на инцидент 5 минут, а я сделал за 30?". Но в политическом плане для ИТ-директора эффективнее выступить инициатором создания системы управления ИТ-услугами, чтобы работа ИТ-службы была прозрачной для бизнеса. Уверен, что в этом случае авторитет ИТ-директора в глазах руководителей бизнеса повысится, а важность ИТ-службы станет еще более очевидной.

- На ситуацию на белорусском ИТ-рынке сильно повлиял экономический кризис. На Ваш взгляд, готовы ли сегодня белорусские компании подкреплять свое желание развивать ИТ-инфраструктуру достаточным финансированием?

- Экономические сложности стимулировали развитие приложений, позволяющих сокращать затраты и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Кроме того появилось стремление к получению максимальной отдачи от имеющейся ИТ-инфраструктуры. В результате заказчики активно внедряли средства виртуализации, снижали энергопотребление, переходили на аутсорсинг технической поддержки. В сложной экономической ситуации они просто вынуждены жестко контролировать затраты на ИТ. С другой стороны,  поскольку ИТ-решения помогают повышать эффективность работы предприятий (а некоторые организации без ИТ просто не могут существовать) и экономить ресурсы, то сильно урезать расходы на ИТ нецелесообразно. Понимание этого у заказчиков, на мой взгляд, есть.

- Как кризис повлиял на вашу компанию?

- Экономическая ситуация потребовала от нас сделать все возможное, чтобы инвестиции заказчиков в ИТ были максимально эффективными. 

Приведу пример. Сегодня на рынке достаточно много дорогостоящих средств обеспечения сетевой безопасности. Для многих заказчиков это неподъемно. Поэтому мы вывели на рынок продукт "ЦИТАДЕЛЬ"ТМ, который решает вопросы сетевой безопасности в разы дешевле, чем это делают иные решения. Продукт создан на базе СЕРВЕРА "БЕВАЛЕКС"ТМ и программного обеспечения иностранной компании. Интегрируя свои возможности и лучшие зарубежные наработки, мы получили продукт, крайне необходимый нашим заказчикам, и назначили за него приемлемую для них цену.

Далее. Мы разработали методологию проектирования и строительства центров обработки данных (ЦОД), и на базе этой методологии предлагаем ЦОД собственного производства под торговой маркой "ПОТОК". При этом ЦОД "ПОТОК" соответствует международным стандартам и выгодно отличается по цене.

Да, наша компания, как и все другие на белорусском рынке, испытывает определенный дискомфорт в условиях экономических трудностей. С другой стороны, трудности стимулируют активность, поиск новых более эффективных решений и технологий. Например, если вчера заказчик, не задумываясь, купил бы новый сервер, то сегодня речь идет уже о том, как виртуализировать существующее серверное хозяйство, чтобы обеспечить функционирование дополнительных сервисов. Так в нашем портфеле появляются решения по организации облачных вычислений. 

До 2011 года мы четко ориентировались на белорусский рынок. Сегодня же наш рынок – СНГ, где мы стремимся стать заметным игроком.

К слову сказать, 2011 год стал для нашей компании годом полного перехода на проектирование информационных систем в соответствии с ГОСТ 34-й серии, годом вывода на рынок целого ряда достойных продуктов. А если к этому добавить, что мы построили собственное здание, в которое планируем переехать уже в январе 2012 года, то можно сказать, что год, несмотря на все сложности, удался.

- На какие намечающиеся нюансы 2012 года в сфере ИТ Вы обратили бы внимание наших читателей? Что Вы считаете любопытным, и к чему советуете присмотреться?

- Я хочу обратить внимание на тему повышения эффективности существующей ИТ-инфраструктуры. Сегодня в мире достаточно много технологий, которые позволяют длительное время поддерживать ИТ-инфраструктуру на высоком уровне, не привлекая больших инвестиций. 

Нам представляется, что ИТ-директор должен придерживаться следующей модели поведения: на основании имеющейся у предприятия стратегии развития бизнеса разработать стратегию развития ИТ и утвердить ее у руководства. В рамках этой стратегии имеет смысл четко показать, как можно продлить жизнь существующей ИТ-инфраструктуры, применяя современные достижения ИТ-индустрии.

В качестве примера приведу одного заказчика, который поставил перед нашей компанией задачу перевести его ИТ-инфраструктуру в терминальный режим работы. С учетом того, что парк вычислительной техники на предприятии насчитывает порядка 3 тыс. единиц, переход конечных пользователей на работу в терминальный режим приведет к тому, что не надо будет постоянно думать о  технической поддержке и модернизации персональных компьютеров, упростится решение вопросов управления ИТ-инфраструктурой  и информационной безопасностью. С другой стороны, сэкономленные средства можно направить на развитие серверного хозяйства, применив современные технологии виртуализации, облачных вычислений.

Владимир ЛЕБЕДЕВ

Файлы